ИСТОРИЯ СПОРТА
Авиамоделизм
Автоспорт
Автомоделизм
Айкидо
Рок-н-ролл акробатический
Альпинизм
Американский футбол
Армспорт
Бадминтон
Баскетбол
Бейсбол
Биатлон
Бильярд
Бобслей
Стронгмен
Бодибилдинг
Бокс
Борьба
Борьба самбо
Боулинг
Велоспорт
Вертолетный спорт
Гребной слалом
Водное поло
Водные лыжи
Водно-моторный спорт
Военно-спортивное многоборье
Воздухоплавание
Волейбол
Волейбол пляжный
Гандбол
Гимнастика спортивная
Гимнастика художественная
Гиревой спорт
Го
Голубиный спорт
Гольф
Горнолыжный спорт
Городковий спорт
Гребля академическая
Гребля на байдарках и каноэ
Гребля на лодках "Дракон"
Дартс
Дельтапланерний спорт
Джиу-джитсу
Дзюдо
Инваспорт
Казацкий поединок
Каратэ
Картинг
Кегли
Кикбоксинг
Конный спорт
Конькобежный спорт
Легкая атлетика
Лыжное двоеборие
Лыжные гонки
Мотобол
Мотоциклетный спорт
Панкратион
Парапланерний спорт
Парашютный спорт
Парусный спорт
Пауэрлифтинг
Пейнтбол
Перетягивание каната
Плавание
Плавание синхронное
Планерный спорт
Пляжный гандбол
Подводный спорт
Пожарно-прикладной спорт
Полиатлон
Прыжки в воду
Прыжки на батуте
Прыжки на лыжах с трамплина
Радиоспорт
Ракетомодельний спорт
Регби
Рукопашный бой
Рыболовный спорт
Самолетный спорт
Санный спорт
Скалолазание
Сквош
Ски-арк
Сноуборд
Современное пятиборье
Софтбол
Спелеология
Спорт с собаками
Спорт сверхлегких летательных аппаратов
Спортивная акробатика
Спортивная аэробика
Спортивное ориентирование
Спортивные танцы
Спортивный бридж
Спортивный покер
Спортивный туризм
Стрельба из арбалета
Стрельба из лука
Стрельба пулевая
Стрельба стендовая
Судномодельний спорт
Сумо
Таеквондо
Таиландский бокс
Теннис
Теннис настольный
Триатлон
Тхеквондо
Тяжелая атлетика
Универсальный бой
Ушу
Фехтование
Фигурное катание на коньках
Фитнесс
Фристайл
Фри-файт
Футбол
Футзал
Хоккей на траве
Хоккей с шайбой
Черлиденг
Шахматы
Шашки
Шорт-трек
Эстетическая гимнастика

ГО

ИСТОРИЯ ИГРЫ ГО

                    Го - настольная логическая игра. Как и в шахматах, в ней все зависит от способности игрока предвидеть ход игры, составить и воплотить в партии оптимальный план действий.

                    Древние китайские легенды приписывают ее изобретение Яо и Шуню, первым из упоминающихся в летописях китайских правителей (XXVI-XXIII вв. до н. э.). Другие легенды называют автором Вей ци (одно из китайских названий игры) князя By, изобретателя иероглифической письменности и игральных карт. Существуют версии, которые связывают игру с гаданиями и космологией древних китайцев, считавших жизнь - противоборством двух начал. Некоторые современные историки предполагают, что игра была придумана математиками Центральной Азии в III тысячелетии до н. э. и уже из Индии проникла в Китай.

                    Так или иначе в Китае семена игры упали на благодатную почву. В исторических хрониках можно найти упоминания о ней как о достойном времяпрепровождении. Поэты называли ее игрой политиков и дипломатов. "Вей ци учит человека жить" - так выразил свое отношение к игре знаменитый мыслитель Конфуций.

                    В народе мастеров игры называли Ци-сей (в японском произношении Кисеи). "Ци" - название игры, "сей" - "святой, чародей, волшебник". В наше время титул Кисей является одним из самых престижных.

                    В 581-619 годах н. э. было создано первое десятитомное руководство по игре, посвященное в основном разбору тактических и технических приемов. Историки отмечают, что и шахматы, и го переживали период расцвета в эпохи бурного развития литературы и искусства.

                    В середине I тысячелетия н. э. игра через Корею проникла в Японию, где обрела свою вторую родину и современный вид. Ниже приводится описание модификации игры, известной всему миру под японским названием "го".

                    В Японии в VIII веке занятие ею было приравнено к упражнениям на музыкальных инструментах. Чуть позже были введены ограничения на атрибуты игры: простолюдинам разрешалось играть только галькой на грубых, необструганных досках. Затем игра почти на три века стала исключительной привилегией императорского двора. В музее древних национальных сокровищ в городе Нара хранится комплект, изготовленный для императора. Особым великолепием поражает доска, выполненная из древесины драгоценных пород и богато инкрустированная изображениями птиц и животных, а камни - из драгоценных камней красного и белого цветов.

                    Начиная с XII века го распространяется по всей стране, ею увлекаются феодалы и воины, монахи и ремесленники, причем за высокий уровень игры можно было получить денежное вознаграждение, титул или повышение по службе, что способствовало развитию теории и практики, появлению профессиональных игроков и преподавателей.

                    В конце XVI века сильнейшим игроком Японии был Хонимбо Санся. Когда в 1603 году была учреждена Государственная академия го, возглавил ее Хонимбо. В рамках академии были сформированы четыре школы, представители которых разрабатывали теорию игры, воспитывали учеников, участвовали в регулярно проводившихся матчах и турнирах, консультировали любителей. Мастер, глава школы, выбирал среди лучших учеников преемника, который как бы по наследству получал его фамилию. Так, на смену Хонинбо I пришел Хонинбо II и так далее.

                    Тогда же была принята квалификационная система, существующая и сегодня, по которой игрок получает определенный разряд - дан: от первого - низшего, до девятого - высшего. Система базируется на форовом принципе. Так, игрок, имеющий 9-й дан, чтобы партнеры находились в равных условиях, дает игроку 7-го дана один камень форы (ход), 4-го дана - два камня форы, 1-го - три камня. Заметим, что по оценке специалистов, каждый ход в начале партии "стоит" около 10 очков.

                    Даны давались очень скупо, лишь на основе больших и стабильных успехов. Сильнейшему игроку страны присваивался титул "мэйдзин", что можно перевести как "виртуоз", "мастер", "избранный". За 300 лет звания мэйдзин удостаивались только 9 человек, сейчас этот титул разыгрывается в турнирах.

                    Для японцев характерно отношение к го как к искусству. В классической теории игры, которая закладывалась в то время, важное значение имел принцип эстетической оценки позиции с точки зрения гармонии в расположении камней. Играть "некрасиво" считалось недостойным для профессионала. И действительно, "катачи" - "красивые формы" в го чаще всего оказываются самыми крепкими и эффективными. Японские мастера систематизировали основные формы этих построений, положили их в основу теории дзёсэки - дебютных вариантов в углу. Выбирая один, наиболее подходящий для данного случая, игрок как бы творит, а составленная им композиция черно-белых линий на фоне доски зачастую отвечает всем канонам прекрасного. Недаром первая заповедь го звучит: "Не стремись выиграть, а стремись сыграть красивую партию".

                    В конце XIX века Академия го, причисленная к анахронизмам феодального строя, была закрыта. Возрождение игры началось в 20-х годах, когда в ее пропаганду включились газеты и журналы. В 1924 году была образована Ассоциация го Нихон Киин, объединившая как профессионалов, так и любителей.

                    Книга двух молодых мастеров Китани и Гозэйгэна, посвященная теории фусэки (дебюта в го), дала новый толчок в развитии го. Авторы выдвинули новую концепцию самой сложной части партии, изложив ее в живой и доступной форме. Стиль игры, предложенный молодыми мастерами, отличался от стиля классической школы большей "открытостью", смелостью, боевитостью. Постепенно менялось отношение к игре - го все больше становилась спортом.

                    Матч между Китани и Хонинбо Шусаи, сыгранный в 1938 году, воспринимался современниками как столкновение двух эпох в истории го. Одна партия игралась в течение полугода. 14 раз игроки возобновляли игру после 3-5 дней перерыва. Контроль времени - 40 часов на партию каждому игроку. Драматической истории этого поединка, удивительной фигуре непобедимого Шусаи, проигравшего свой последний матч, посвящен роман Ясунари Кавабаты "Мэйдзин". Шусаи Хонинбо XXI стал последним наследственным Хонинбо: он передал титул Ассоциации Нихон Киин, которая устраивает ежегодные турниры на звание Хонинбо. Телевидение регулярно организует и показывает турниры с малым контролем времени - по 10 и 15 минут каждому игроку на всю партию. В стране открыты тысячи клубов, развернута обширная сеть курсов и школ для всех возрастов и степеней подготовки.

                    Регламент турниров по го сегодня стал более жестким: для обычных партий - от 3 до 5 часов каждому игроку, для особо ответственных поединков от 8 до 10, при этом партия играется два дня подряд, а перерыв между партиями составляет 7-10 дней. Чтобы уменьшить отрицательные последствия цейтнотов, была введена система байоми, по которой на обдумывание каждого хода в цейтноте дается ограниченное время, например, одна минута. Для любителей го в Японии ежегодно организуется несколько больших массовых турниров, стать победителем которых очень почетно. У них своя квалификационная система: кроме мастерских разрядов - данов, существуют так называемые кю - от 1-го кю - высшего разряда до 10-го кю - низшего. Эта система также построена на форовом принципе, но разница между разрядами точно равна количеству камней форы. Например, игрок 5-го дана дает игроку 2-го три камня форы, а игрок 1-го кю игроку 10-го кю - девять камней. Седьмой дан является самым высоким у любителей, имеют его в Японии только четыре человека. Регламент любительских соревнований сильно отличается от регламента профессиональных: от 30 минут до 2 часов каждому игроку на партию; байоми, если оно используется, не превышает 30 секунд на ход. В один день играется несколько партий, поэтому турниры любителей можно проводить в выходные и праздничные дни.

                    До конца прошлого века европейцы, посетившие Японию, рассказывали о го как о какой-то диковинке. Некоторое время ее называли "облавные шашки", что совершенно не отражало сути. В 1908 году в Европе вышел учебник по го, написанный немецким инженером Коршельтом, прожившим много лет в Японии и бравшим уроки у японского мастера.

                    У истоков европейского го стояли экс-чемпион мира по шахматам Эммануил Ласкер и его однофамилец Эдвард Ласкер, международный мастер по шахматам, создавшие первый в Европе клуб любителей го. Впоследствии Ласкером пришлось покинуть Германию, но они не забыли своего увлечения. Эдварда Ласкера, автора книги "Го и го-моку", считают "отцом" американского го.

                    После второй мировой войны игра стала развиваться в Европе бурными темпами, резко возросло число клубов, начали проводиться соревнования, образовались национальные ассоциации в Англии, ФРГ, Австрии и Голландии. В 1956 году была создана Европейская федерация го, которая ныне объединяет федерации 22 стран, с 1957 года ежегодно проводятся чемпионаты Европы. С 1979 года проводятся личные чемпионаты мира среди любителей, а в 1982 году образована Международная федерация го.

                    На русском языке первая брошюра по го вышла в Петербурге в 1914 году, но большого распространения игра не получила.

                    В начале 60-х годов интерес к го возродился: в 1962 году правила игры напечатал журнал "Юный техник", в 1965-м - "Техника - молодежи". В 1965 году группа энтузиастов создала в Ленинграде первую в стране секцию. Позднее организуются и серьезные соревнования: "Турнир памяти Эммануила Ласкера", турниры на приз Общества дружбы СССР - Япония, на звание сильнейшего игрока Ленинграда.

                    В 1975-1976 годах журнал "Наука и жизнь" опубликовал серии статей "Школа го". Активисты го в 70 городах страны образовали секции, в которых проводят работу по пропаганде игры и обучению новичков. В Ленинграде, Москве, Казани, Петрозаводске, Киеве, Сочи, Краснодаре проходят турниры, выросли молодые советские мастера. Пришел и первый успех: аспирант ЛГУ Алексей Лазарев, победитель конкурса решения задач в журнале "Наука и жизнь" 1975-1976 годов среди школьников, а теперь один из сильнейших игроков страны, завоевал второе место на европейском чемпионате по го 1987 года в Гренобле, опередив при этом большое число игроков 5-х и 6-х данов.

                    А в 1988 году команда России в составе Валерия Соловьева, Алексея Лазарева, Виктора Богданова и Георгия Нилова стала чемпионом Европы. И наконец, в 1989 году была создана Федерация го СССР; игра была официально признана в стране как вид спорта.

Комплект для игры.

                    Состоит из доски, камней (так называются фишки в го), черного и белого цветов и двух чаш для их хранения. Игровое поле доски - прямоугольник с нанесенными на нем 19 вертикальными и 19 горизонтальными линиями. Размер клетки равен примерно диаметру камня и чуть вытянут по вертикали, учитывая особенности человеческого глаза. Ходы в го делаются на пересечения линий, таким образом, на доске имеется 361 пункт для игры. Для облегчения восприятия доски девять пунктов отмечены точками. В учебных целях могут использоваться доски меньших размеров: 13 Х 13 или 9 Х 9 линий. Камни го похожи на двояковыпуклую линзу. Такая форма наиболее удобна для постановки и снятия их с доски. В комплект входят 181 черный и 180 белых камней. Обычно в партии используется по 100-120 камней.

                    Доски для особо ответственных поединков изготавливаются из дерева кайя, обладающего удивительным свойством: под весом камня поверхность доски прогибается, образуя лунку, исчезающую через несколько минут после того, как камень с доски убрали. Для таких комплектов камни вытачиваются из черного сланца и из белоснежных раковин моллюска Хамагури. На турнирах применяются доски из дерева или пластмассы, камни из стекла, пластмассы или металла. Для игры пригодны и круглые фишки из линолеума и доска из бумаги или картона. Можно играть даже без комплекта, зарисовывая позицию на листе бумаги в клетку и стирая "снимаемые камни".

Георгий и Дмитрий Ниловы,
"Игры и Развлечения" книга 2
Молодая Гвардия, М. 1990

Правовой партнёр ООО «Адвокатский офис»

Copyright ® 2013 «Наука и культура» All rights reserved.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
добавить сайт - реклама на сайте
СПОРТ
ДЛЯ
ИНТЕЛЛЕКТА
Го
Споривный бридж
Споривный покер
Шахматы
Шашки
АНЕКДОТЫ
ПРО СПОРТ
Вчера зашел в магазин «Всё для футбола». Купил там пиво, сигареты и телевизор

Чемпионат мира по дартсу был прерван внезапно открывшейся дверью.

Современный любитель футбола болеет за страну, в которой родился, работcenterает и живёт. В общем, за три команды.

- Ты слышал, что сборная России по футболу решила отказаться от борьбы за путёвку на ЧМ-2014?
- И правильно! Какой смысл? Всё равно все игры по телевизору покажут.
ЕЩЁ?