Фехтование, это, вероятно, один из старейших видов
спорта, так, как развилось непосредственно из
поединков и в дальнейшем процветало и развивалось,
покуда существовали войны.
Фехтование, это,
вероятно, один из старейших видов спорта, так, как
развилось непосредственно из поединков и в
дальнейшем процветало и развивалось, покуда
существовали войны. В старину происходили дуэли, как
между двумя противниками, так и между целыми армиями.
Германские племена, покорившие Римскую Имперю, были,
пожалуй, первым народом, признавшим поединок на
мечах для свершения правосудия или как средство
посчитаться с обидчиком.
Под германским влиянием дуэль распространилась по
всему христианскому миру. Уже во времена
царствования Карла Великого практиковался так
называемый "Божий Суд", когда победа в поединке
служила доказательствам правоты одной из спорящих
сторон. Такая практика сохранялась на протяжении
всего средневековья, как неотъемлемая часть
рыцарства.
И лишь в 1480
году, в Испании дуэль впервые была запрещена законом
(закон города Толедо). Довольно любопытным является
тот факт, что старейший из известных {испанских* -
Щиповник} учебников по фехтованию, "Трактат об
оружии" Диего де Валера, был написан незадолго до
этого (писался с 1458 по 1471 годы). В это же время
фехтование получило статус науки.
Несколько позже, когда Испания стала одной из
наиболее влиятельных сил в Европе, испанские армии
принесли школу фехтования в другие страны и, в
частности, на юг Италии, где оно наряду с
юриспруденцией преподавалось в университетах Болоньи
и Венеции, в которые тогда стекались студенты со
всей Европы.
Если наука фехтования зародилась в Испании, то в
Италии мы уже встречаемся с таким понятием, как
крупные школы фехтования, у каждой из которых были
свои традиции и стиль. Эти традиции вскоре нашли
отражение в трудах многих знаменитых мастеров.
Вначале оружие использовалось в основном для
нанесения рубящих ударов, которых избегали с помощью
уходов и уклонов, позже защита тела была возложена
на щит, кинжал или плащ в левой руке.
По мере того, как фехтование развивалось и
становилось все более утонченным, оружие стало
легче, и это, в свою очередь, привело к тому, что
для защиты стали использовать только меч.
Итальянцы сохранили в своих мечах поперечину,
урезав ее на столько, чтобы она не выступала за
пределы круглой гарды. Французы же, напротив,
полностью от нее отказались, таким образом,
несколько теряя в силе оружия, но выигрывая в
удобстве. Вследствие этих изменений старые испанские
мечи, которые не многим отличались от рыцарского
оружия, осели в музеях, а европейские армии взяли на
вооружение саблю и позже палаш.
Только в начале 20-го века в Испании, на родине
науки фехтования, появилась собственная уникальная
школа фехтования, созданная испанским мастером доном
Аделардо Санцем. Испанцы модифицировали итальянскую
поперечную нижнюю гарду таким образом, чтобы
расположить большой и указательный пальцы, так,
чтобы при сохранении итальянской жесткости оружия
можно было добиться французской ловкости. В
некоторых частях Европы это называли португальской
шпагой.
Эти три школы фехтования, которые сейчас
отличаются друг от друга весьма незначительно,
разве, что, в оружии, являются наиболее
распространенными в мире. Итальянская школа
превалирует в Италии, Венгрии, Австрии, Южной
Америке и Германии. Французская - во Франции,
Англии, США и в Центральной Америке. Испанская - в
Испании и Португалии.
В каждой есть
свои великие мастера: такие, как Греко, Пини,
Пессина и Нади - в итальянской, Кирхоффер, Мериньяк,
Рю и Гаудин - во французской, Санц и Карбонель - в
испанской.
Итальянское фехтование в конце семнадцатого
столетия разделилось на две отдельные школы,
болонскую (классическая итальянская школа) и
неаполитанскую. Конкуренция между двумя школами и
общий регресс столетия обусловили упадок фехтования,
и его возрождение произошло лишь в период
наполеоновских войн, когда возрос интерес ко всему,
что связано с военным делом.
Некоторое время доминировала французская школа,
пока возрождение национального духа не привело к
возвращению старых итальянских школ, нашедших новых
последователей и поддержку. В конце концов, возникла
так называемая смешанная школа, которая объединила в
себе лучшее из итальянского и французского
фехтования.
Основным вкладом французской школы в этот
смешанный стиль было непрерывное движение,
совмещенное с выпадами. Классическая же итальянская
школа развила обманные действия и последующие
выпады, как отдельные движения. Эти изменения
совершили революцию в итальянском фехтовании.
В 1861 году, с
основанием Национальной академии фехтования
(Accademia Nazionale d"Scherme), центром фехтования
стал Неаполь, но вскоре он уступил другим городам,
таким, как Милан и Рим. Различие между северной и
южной итальянской школой сохранялись еще некоторое
время, но уже в наше время технику, преподаваемую
различными мастерами в Италии, вполне можно
рассматривать, как вариации общей системы.
На американском континенте фехтование стало
популярным только в двадцатом веке. Под руководством
знаменитого итальянского мастера Евгенио Пини в
Аргентине, французского мастера Люсьена Мериньяка в
Мексике и нескольких испанских мастеров на Кубе к
середине века эти страны достигли значительного
прогресса в фехтовании.
Фехтование зародилось в глубокой древности. В
античный и раннесредневековый период умение владеть
холодным оружием считалось основным компонентом
подготовки воина. На средневековых гравюрах
встречаются изображения индивидуального обучения
фехтованию под команду и учебные поединки в
специальных залах. Обучение фехтованию велось на
боевом оружии, но постепенно появляются облегченные
и более безопасные образцы тренировочного оружия. В
15-16 веках в учебных целях стала применяться рапира
как облегченное оружие, подобие боевой шпаги.
Отдельного упоминания заслуживают школы
фехтования Китая и Японии. Об этом вы можете
прочитать на нашем сайте.
В 17-18 веках в
Европе доминирует итальянская школа фехтования.
Итальянские фехтмейстеры разработали оригинальные
методы и технику фехтования. В 1610 году в Италии
появляется рукоятка для рапиры с поперечником,
которая сохранилась до наших дней и называется
итальянской.
Несколько позже развилась французская школа
классического фехтования. В 1633 году французский
мастер Беннар Ренне в своей книге изложил основы
техники фехтования, очень близкой к современной. Он
описал боевую стойку, салют, передвижения, выпад и
вольты, соединения и переводы. Все защиты Ренне
подразделил на прямые, полукруговые и уступающие. В
конце 17 века в Париже корпорацией преподавателей
фехтования была организована фехтовальная академия.
В Германии было распространено «мензурное»
фехтование — дуэль на шлегерах с остро отточенными
концами. На лицо фехтовальщика надевали очки с
металлической сеткой. Противники в поединке наносили
друг другу режущие удары по лицу. «Мензурное»
фехтование длительный период времени было широко
распространено среди молодежи, особенно в
студенческих корпорациях, а шрам на лице считался
непременным украшением студента.
В конце 17 века французы укоротили шпагу и
изобрели «фиоретти», или рапиру с защитным острием в
виде бутона цветка (мушки). С этого времени стало
развиваться фехтование преимущественно оружием.
Одновременно возникает расхождение между французской
(более прогрессивной) и итальянской (более
консервативной) школами фехтования.
18 век стал периодом окончательного становления
профессиональной французской школы классического
фехтования. Французы отказались от рубящих ударов,
включили восемь позиций и перенос (купе),
использовали атаки с действием на оружие,
разработали тактику боя и создали ряд учебных
пособий. Французская школа фехтования на рапирах и
шпагах завоевывает главенствующую роль во всех
европейских странах.
В 1776 году
француз Ля Буасье изобрел фехтовальную маску. Она
устранила возможность ранения лица и создала условия
для дальнейшего развития техники и тактики учебного
фехтования. Позднее фехтование в большей мере стало
носить педагогическую направленность как средство
для развития духовных и физических качеств.
Фехтование вводится и преподается как обязательный
предмет в военных учебных заведениях, университетах
и гимназиях многих европейских стран. В 19 веке
начинают развиваться соревновательные формы
фехтования, спортивные турниры и международные
турниры, прежде всего между французами и
итальянцами.
В начале 19 века французы усовершенствовали
технику владения легким оружием. Несмотря на
прогрессивность французской школы фехтования, в ней
до 20 века сохранился ряд недочетов. Так, французкие
учителя фехтования рекомендовали боевую стойку с
отклонением туловища назад и перенесением тяжести
тела на левую ногу, прямое положение туловища на
выпаде, поднимание кисти вооруженной руки для
смягчения силы укола. Итальянская школа фехтования в
19 веке переняла некоторые положительные стороны от
французов, но также имела ряд недостатков. К ним
относились: излишне выпрямленная вооруженная рука на
рапире и шпаге, чрезвычайно широкая боевая стойка и
короткий выпад.
В большинстве европейских стран в 18-20 веках
фехтование стало средством боевой подготовки
регулярных войск. В пехоте получили распространение
разнообразные колющие и рубящие штыки, сабли и
легкие шпаги, в кавалерии — пики, сабли и тяжелые
палаши. В России «рапирная наука» была введена в
дворянских военно-учебных заведениях по указу Петра
I в 1701 году. Первые открытые соревнования по
фехтованию в России были проведены 1778 году в школе
Фишера. В 1908 году в Петербурге была открыта
Главная гимнастическо-фехтовальная школа, которая
готовила преподавателей фехтования.
В настоящее время в мире распространены следующие
виды фехтования: спортивное, национальное,
спортивно-прикладное, сценическое.
Вчера зашел в магазин «Всё для футбола». Купил там пиво, сигареты и телевизор
Чемпионат мира по дартсу был прерван внезапно открывшейся дверью.
Современный любитель футбола болеет за страну, в которой родился, работает и живёт. В общем, за три команды.
- Ты слышал, что сборная России по футболу решила отказаться от борьбы за путёвку на ЧМ-2014?
- И правильно! Какой смысл? Всё равно все игры по телевизору покажут.