Автоспорт — категория технических видов спорта, в которых люди соревнуются в
скорости прохождения трассы на автомобилях.
Автоспорт включает в себя десятки видов гонок. Однако среди них можно выделить три главные группы: кольцевые гонки, классическое ралли
и внедорожные соревнования
Кольцевые гонки
Состязания проходят на кольцевой трассе с асфальтовым покрытием.
Автомобили обычно преодолевают определенную дистанцию, но иногда
фиксируется не расстояние, а длительность соревнований (за
установленное время полагается проехать максимальное количество
кругов). Трассы для кольцевых гонокпрокладывают либо на
автодромах, либо по улицам городов. Для безопасности трассу
огораживают металлическими барьерами — отбойниками,а
зрители располагаются на трибунах. В кольцевых гонках участвуют
самые различные автомобили: от серийных с минимальной спортивной
подготовкой – до специально построенных — с открытыми колесами
(так называемые формулы),на которых нельзя ездить по
обычным дорогам. Мощные и быстрые спортивные машины часто
именуют болидами.
Наиболее
престижные и одновременно самые зрелищные гонки - чемпионат мира
в классе «Формула-1». Следом идет американский чемпионат КАРТ,
ранее известный как Индикар. В США он даже популярнее
»Формулы-1». За сезон проводится 18—20 гонок, в них
соревнуются лучшие американские пилоты, приезжают и спортсмены
из других стран. По сравнению с машинами «Формулы-1»
автомобилями серии КАРТ управлять проще (хотя внешне они
похожи). Многие гонщики, закончившие выступать в «Формуле-1»,
едут за океан, чтобы участвовать в КАРТе.
Остальные гоночные серии «формул» в основном предназначены для
молодых спортсменов, стремящихся в КАРТ и «Формулу-1».
Наибольшим авторитетом пользуется европейский чемпионат в классе
«Формула-3000». Призеры этого состязания, как правило,
переходят в «Формулу-1» или КАРТ, менее удачливые продолжают
карьеру в гонках кузовных автомобилей. Колумбиец Хуан Пабло
Монтойя, победивший в 1998 г. в «Форму-ле-3000», в следующем
сезоне стал чемпионом КАРТа. В 1999 г. в «Формуле-3000» впервые
участвовал российский гонщик Виктор Маслов (он выступал и в 2000
г.).
Кольцевые соревнования устраиваются и для спортивных машин с
закрытыми колесами. Раньше проводился даже чемпионат мира, но
он не выдержал конкуренции с «Формулой-1». И тем не менее одна
гонка из числа входивших в этот чемпионат — знаменитый марафон
«24 часа Ле Мана» — до сих пор собирает множество зрителей.
На кольцевых трассах можно увидеть автомобили, имеющие внешнее
сходство с серийно выпускаемыми легковыми машинами, но с более
дорогой «начинкой». Для автомобильных фирм такие гонки очень
важны: покупатель с радостью выкладывает деньги за машину,
которая похожа на победившую во вчерашней гонке. Наиболее
популярна американская серия НАСКАР.
Самой знаменитой европейской гонкой для кузовных автомобилей
класса «Туризм» является немецкий чемпионат ДТМ. В нем участвуют
именитые пилоты из многих стран мира, в том числе бившие гонщики
«Формули-1». Машины готовят известные фирмы: «Мерседес»,
«Опель», «Ауди».
Во многих странах распространены моноклассы — кольцевые
гонки, проводимые на легковых автомобилях одной фирмы (в
частности, в России существует Кубок «Лады»). Разыгрывается и
Кубок Европы по гонкам на грузовых автомобилях.
Классические ралли
В отличие от кольцевых гонок классическое ралли проходит не на
специально подготовленной трассе, а на обычных дорогах
(естественно, движение автотранспорта на них перекрывают). Вся
дистанция делится на определенное число скоростных участков.
Время, показанное на них участниками ралли, суммируется со со
штрафными минутами за опоздание на контрольные пункты. Так в
конце концов и выявляется победитель. Поскольку гонщик не может
запомнить наизусть сотни километров раллийных трасс (к тому же
скорость движения такова, что пейзаж впереди машины
разглядывать некогда), в экипаже есть второй человек — штурман.
В сто обязанности входит чтение легенды— списка
поворотов и других особенностей трассы с указанием уровня
сложности того или иного участка. Штурман непрерывно
подсказывает водителю, что ожидает его в ближайшие секунды.
Серьезная опасность, подстерегающая раллистов, — это технические
неполадки. Машины из-за трудных дорожных условий и высокой
скорости движения часто выходят из строя. Техническую помощь на
трассе оказывать запрещено, а потому раллийный экипаж вынужден
ликвидировать неисправности собственными силами. Нередко
автомобили добираются до промежуточного финиша на трех колесах,
с оторванными деталями обшивки и т. д.
Каждое ралли длится несколько дней, а чемпионат мира по ралли
объединяет 12—15 этапов, проходящих в течение года. Участники
ралли едут по асфальтовым, гравийным, грунтовым трассам.
Проводятся ралли и зимой, по снегу и льду. Есть специалисты в
движении по каждому виду покрытия, но для победы в чемпионате
мира нужно бить многоборцем — уверенно чувствовать себя на любой
дороге. Лучший гонщик конца 90-х гг. — финн Томми Мякинен: он
четыре раза подряд выигрывал чемпионское звание. Его основными
конкурентами являются соотечественник Юха Канккунен, также
четырехкратный чемпион мира, и испанец Карлос Сайнс по прозвищу
Матадор.
Внедорожные соревнования
Такие соревнования проводятся по бездорожью или там, где дороги
очень плохие. Участвуют в них специально подготовленные машины
повышенной проходимости — джипы, багги, грузовики.
Долгое время наибольшей популярностью пользовались
ралли-рейды,а
среди них — «Париж — Дакар», в котором машины едут в основном по
территории Африки.
В 90-х гг. получил известность еще один марафон — «Париж —
Пекин», часть его маршрута пролегала по территории России.
Участникам ралли-рейдов важно не заблудиться в незнакомой
местности (для чего им дается легенда с указанием наиболее
важных ориентиров). Меткого соблюдения маршрута никто не
требует, задача экипажа — вовремя появиться на контрольном
пункте. Как правило, днем едут, ночью отдыхают (кроме механиков
— они, наоборот, ночью работают: чинят машины).
Наряду с длинными ралли-рейдами, или марафонами, получили
распространение короткие ралли — баги.Дня любителей внедорожной езды устраиваются
также соревнования в ориентировании на местности. Задача
— отыскать на определенном участке территории несколько
отмеченных на карте контрольных пунктов и зарегистрироваться в
них. Причем маршрут между пунктами можно проходить в любом
порядке — главное, сделать это как можно быстрее.
Наконєц,
существует и своеобразный гибрид внедорожных соревнований и
кольцевых гонок — авто-кросс, который особенно популярен
в России. Участвуют в нем автомобили повышенной проходимости, а
состязаются они на кольцевой трассе с искусственными
препятствиями. Гонки устраиваются как летом, так и зимой.
Российская трасса на автополигоне около города Дмитрова
соответствует всем международным стандартам, и на ней проводит
один из этапов Кубка Европы.
(Статья создана по
материалам серии "Энциклопедия для детей" том "Спорт"Издательство Аванта+)
Гаишник:
- Так, это вы тут только что проехали?
- Ну мы.
- А знак на повороте видели? Я спрашиваю: знак на повороте видели или нет?
- Видели.
- Сынишка нарисовал!
Есть вещи, о которых мужчины могут разговаривать очень долго - это машины и женщины. Причём есть фразы, которые звучат и о тех, и о других примерно так:
130- Классная! Только жрёт слишком много...
- И всё-таки хорошо, когда ты у неё первый...
- Чувак! Видел бы ты, что я на ней вчера вытворял!..
- Ты заглохнешь или нет?!
- Да всё в ней вроде бы нормально, вот год выпуска помоложе бы...
- Новую надо, запарился я с ней...
Дама резко тормозит перед зданием автошколы, помяв и поцарапав при этом несколько автомобилей, и требует у директора:
- Дайте мне срочно другого инструктора. У того слабака, которого я привезла, инфаркт случился.
Медики о дорогах:
- Наши дороги - самые лучшие: и грыжу вправят, и камни из почек вытрясут!
Протирала лобовое стекло в машине и случайно... его выдавила! Что делать?! Как ехать?! Подскажите какой-нибудь лак для волос, чтобы прическа держалась.
Гаишник обращается к учащемуся автошколы, сдающему экзамены на права:
- Перед вами движется легковая машина, внезапно из левого окна высовывается рука. Как вы поступите?
- Это зависит от того, кто сидит за рулём - мужчина или женщина.
- А какая разница?
- Огромная! Если это мужчина - смысл этого жеста ясен: у него не работают поворотники, и он собирается повернуть налево. Но если за рулём женщина, то сигнал может одинаково означать как левый, так и правый повороты. Он может также означать, что особа, сидящая за рулём, хочет выбросить окурок, либо что она показывает подруге на шляпку, выставленную в витрине магазина. Поэтому я удвою бдительность.